<<компиляциина главную>>


О Звуке
и
Свете

Компиляция по книгам А. Бейли

загрузить файл в формате Word (122K)

«Звук, 55] завершающий и, одновременно, зарождающий, принадлежит тому, что не есть ни Время, ни Пространство; он вне проявленного ВСЕГО, Источник всего, что есть и всё же является ничем».

Я говорил уже, что и звук А.У.М., и звук О.М., и сам ЗВУК связаны с вибрацией и с её самыми разными эффектами. И по мере того, как люди осваивают произнесение Слова в трёх его аспектах, последовательно открывается тайна Закона Вибраций. Учащимся стоит также подумать о различии между дыханием и Звуком, между процессом дыхания и направленной на творчество вибрационной активностью. Первый связан со Временем, вторая — с Пространством, и одно отличается от другого, как сказано в «Древнем Комментарии»

(«Лучи и Посвящения»)


***

«Звук многократно отразился среди разнообразных колес несотворенной материи, и вот — возникли Солнце и все меньшие колеса. Свет воссиял внутри многих колес, и так засияли многие формы Бога, различные аспекты Его лучезарного одеяния.

Вибрирующие, пульсирующие колеса завращались. Жизнь в своем множестве стадий и степеней начала процесс раскрытия, и вот — Закон начал работать. Формы появлялись и исчезали, но жизнь продолжалась. Возникали царства, содержащие в себе множества форм, которые собирались вместе, вращались вместе, а позже обособлялись, но жизнь все продолжалась.

Род человеческий, скрывающий Сына Божьего, воплощенное Слово, пробился к свету откровения. Расы появлялись и исчезали. Формы, вуалирующие сияющую душу, возникали, достигали своей цели и исчезали в ночи, но вот — жизнь, на этот раз соединившаяся со светом, продолжалась. Жизнь соединилась со светом, они слились, чтобы явить красоту и могущество, активную освобождающую силу, мудрость и любовь, которые мы называем Сыном Божьим.

Благодаря многим Сынам Божьим, которые в своем сокровенном центре — суть одно, познается Бог в своем Отцовстве. И все же эта просветленная жизнь продолжалась до той точки ужасающего могущества, созидательной силы, о которой мы говорим: Это Всё, Вместилище Вселенной, постоянный Центр Сфер, Единый».

Цель всякой речи — облечь мысль и таким образом сделать наши мысли понятными для других. Когда мы говорим, мы пробуждаем мысль и проявляем ее. Так мы облекаем все, что скрыто внутри нас, в звуковое выражение. Речь раскрывает, а правильная речь может создать форму для воплощения доброго замысла, также как неправильная речь может создать форму, служащую воплощению злого замысла. Однако, не придавая этому значения, мы беспрестанно и безответственно день за днем говорим, употребляем слова, множим звуки, окружаем себя множеством форм нашего собственного изготовления. Поэтому разве не важно, что прежде чем говорить, мы должны подумать, помня изречение: «Ты должен обрести знание, прежде чем ты сможешь говорить». Давайте, подумав, выбирать затем правильные слова, чтобы выражать правильную мысль, стремясь точно произносить каждое слово, наделять его должным значением и верной интонацией.

И тогда произносимое нами слово будет создавать мыслеформу, которая воплотит имеющуюся в нашем уме идею. Тогда наши слова не будут вносить разлад, а добавят свою долю в тот великий гармонизирующий аккорд, или объединяющее слово, произнесение которого, в конце концов, является функцией рода человеческого. Неправильная речь разделяет, и интересно отметить и принять во внимание, что слово, являясь символом единства, — божественное, тогда как речь во всем своем многообразии — человеческая.
По мере эволюции и поднятия рода человеческого до своего истинного места в великом Плане Вселенной, все шире будет культивироваться правильная, корректная речь. Мы будем больше думать, прежде чем произносить слова, или, как сказал великий 144] наставник: «Благодаря медитации мы исправим ошибки неправильной речи», и значение словесных форм, настоящих, правильных звуков и качества голоса будет все более очевидным.

Второе важное слово в Правиле IV — это слово свет. Сначала звук, потом первый эффект от действия звука — излияние света, производящее откровение мыслеформы.

Свет познается благодаря тому, что открывается. Отсутствие света вызывает угасание, постепенное исчезновение (в кажущееся несуществование) феноменального мира.
Созданная Звуком мыслеформа предназначена быть источником откровения. Она должна открывать истину и привносить аспект реальности в сознание наблюдателя. Отсюда второе качество мыслеформы в ее высшем применении: она приносит свет тем, кто в нем нуждается, тем, кто бредет во тьме.
Я здесь не рассматриваю свет как душу, космическую или индивидуальную. Я не рассматриваю свет как универсальный Второй аспект божественности. В данных инструкциях я лишь пытаюсь рассказать о том аспекте истины, который сделает из стремящегося практического работника и позволит ему работать интеллектуально. Его главная работа (и все более он будет убеждаться в том, что это так) — создавать мыслеформы, чтобы нести откровение мыслящим человеческим существам. Для этого он должен работать оккультно, и через звук выдыхаемой им работы, через раскрывающуюся в форме истину он будет нести свет и просветление в темные места Земли.
В конце концов, он даст жизнь своей мыслеформе благодаря силе собственной уверенности, духовному пониманию и жизненности. Таким образом, становится очевиден смысл третьего слова — вибрация. Его послание услышано, ибо оно прозвучало; оно несет просветление, ибо сообщает Истину и открывает Реальность; оно жизненно важно, ибо вибрирует жизнью своего создателя и продолжает существовать пока мысль, звук и интеллект творца 145] оживляют его. Это верно для послания, для организации и для всех форм жизни, которые, по сути, являются всего лишь воплощенными идеями космического или человеческого создателя.
Учащимся полезно проследить связь этих трех слов жизни со всеми воплощенными мыслеформами — космосом, планом, царством природы, расой, нацией, человеческим существом. Представьте себе различные группы созидающих агентов — Солнечных Логосов, Солнечных Ангелов, человеческих существ и прочих. Представьте себе сферы творческого процесса и убедитесь, насколько прав «Древний Комментарий».

Мы рассмотрели два важных слова в четвертом Правиле — звук и свет, — и возникает одна чрезвычайно важная идея. Душа узнается как свет, как то, что делает явным, тогда как аспект Духа 146] позднее будет осознан как звук. Полный свет и просветление — это привилегия ученика, достигающего Третьего посвящения, тогда как истинное постижение Звука, тройного АУМ, синтезирующего фактора в проявлении, приходит только к тому, кто становится хозяином в трех мирах.

(«Трактат о Белой Магии»)


***

Таким образом, существуют важные точки напряжения, из которых в своих главных аспектах исходит Священное Слово. Вот эти точки:

  1. Творческая точка напряжения — напряжения, которое развивает Планетарный Логос, отзываясь на Звук Неизречённого Имени и выдыхая его, в Свою очередь, тремя высокими Звуками, составляющими единый Звук на плане Его Собственного выражения; таким образом Он создаёт проявленный мир, закладывает в него импульс к раскрытию сознания и влияние самой жизни. Это — Звук.
  2. Семь точек напряжения на нисходящей, или инволюционной, дуге; они создают семь планет, семь состояний сознания и выражение семи лучевых импульсов. Так получается семеричный А.У.М., о котором упоминает Вневременная Мудрость. С его помощью дух, или жизнь, воздействует на субстанцию, давая начало форме и создавая тюрьму божественной жизни.
  3. Сам А.У.М., или Слово, ставшее плотью; в конце концов оно образует в четвёртом царстве природы точку напряжения, на которой становится возможным эволюционный цикл и начинает неясно различаться первая слабая нота О.М. Индивид достигает этой точки, когда его личность становится интегрированным и функциональным целым и начинает контролироваться душой. Это кумулятивное напряжение, развитое за множество жизней. В Архивах Учителей данный процесс изображён следующим образом:
    Имейте в виду, что в этих символах отражена лишь моя попытка перевести древние начертания на современный западный лад. Эзотерически лишь А.У.М. звучит одинаково на всех языках.
  4. Наконец очередь доходит до точки напряжения, из которой человек в конечном счёте достигает освобождения от трёх миров и становится свободной душой; тогда он являет собой точку в окружности, — точку, означающую точку напряжения, из которой он теперь действует, а окружность — сферу активности, за которую он берётся самостоятельно.
(«Лучи и Посвящения»)


***

В Шамбале Великие Жизни не только созерцают проявление целиком и вне ограничений времени, но и чувствуют Главные эволюционные импульсы, приводящие развивающийся мир в соответствие с божественной Волей. Они воплощают эти импульсы не в форме поступательного движения, а в форме одной великой божественной реакции. Вероятно, вам легче усвоить эту идею в терминах Вечного АУМ, символа Вечного Сейчас. Вам было сказано и показано, что АУМ состоит из одного основного звука, трех меньших звуков и семи вторичных вибрационных тонов. Так же обстоит дело и с Волей Бога, воплощаемой и синтезируемой Членами Совещательной Палаты. Для Них, когда Они

«держат Волю Бога растворенной, она — одна чистая нота; когда Они видят ее в движении, она представляет собой три неизменных аккорда, несущих во все миры Цель ЕДИНОГО, Который пребудет в веках; когда Они побуждают эту Волю к проявлению, она становится семью вибрирующими тонами, проводящими структуру Плана в отраженные миры. Так нота, аккорды и тон осуществляют План, раскрывают Цель и указывают Божью Волю».

Это цитата 534] из древних Архивов в кабинете Учителей; они касаются природы Шамбалы, ее работы и исходящих энергий.

(«Экстернализация Иерархии»)


***

«Тот, кто живет под звучанием АУМ, знает себя. Тот, кто живет, издавая ОМ, знает своего брата. Тот, кто знает ЗВУК, знает все».

«Дыхание жизни становится причиной смерти для живущего в скорлупе. Он существует, но его нет; и дыхание покидает его и соединяется с целым.

Выдыхающий ОМ знает не только самого себя. Он знает, что дыхание — это прана, жизнь, связующий флюид. Жизненные невзгоды обрушиваются на него, ибо они — участь человека, не рожденного в скорлупе, потому что скорлупы нет.

Тот, кто есть ЗВУК и звучит, не знает болезни, не знает руки смерти».

Процесс дыхания и единый для всех людей воздух указывают как на индивидуальный центр жизни, так и на участие во всеобщей жизни. С проблемами индивидуального или отдельного существования и его противоположностью тесно связано священное слово ОМ.131]

В этих словах заключена вся суть третьей группы проблем и болезней. Они связаны с циркуляцией энергии души, которая есть энергия любви, и не имеют отношения к циркуляции сущности жизни. Эти две основные энергии, взаимодействуя с силами личности, порождают большинство свойственных человечеству проблем, обнаруживая недостаток любви, жизненности, неспособность правильно издавать и передавать ноту души и луча. Секрет чистого канала (если использовать мистическую, но не оккультную фразеологию) рассматривается в первой группе проблем, а установление правильных отношений с помощью правильного звучания притягательной ноты души рассматривается в последних двух группах.

132] Конечно, эта третья группа трудностей, проблем и болезней распространяется на все лучи, однако предрасположены к ним представители первого луча. В то же время, при правильном использовании своих скрытых сил, правильном применении ОМ и, наконец, ЗВУКА, им гораздо легче преодолевать временные проблемы и трудности, чем представителям других лучей. Эта тема перекликается с темой Утраченного Слова Масонства и ЗВУКА Неизреченного Имени.

Звук АУМ, звук ОМ и сам ЗВУК связаны с вибрацией и ее различными воздействиями. Тайна Закона Вибрации раскрывается по мере того, как люди постепенно обучаются издавать СЛОВО в трех его аспектах. Изучающим полезно поразмыслить о разнице между дыханием и звуком, между процессом дыхания и процессом творческой вибрационной активности. Несмотря на свою взаимосвязь, они отличаются друг от друга. Дыхание относится ко Времени, звук — к Пространству, и в то же время (как гласит Древний Комментарий)

«звук, конечный и все же начальный, относится к тому, что не есть ни Время, ни Пространство; он пребывает за пределами проявленного Всего — Источник всего, что есть и в то же время не существует»

(или есть ничто.- А.А.Б.).
(«Эзотерическое целительство»)


***

«Помни, о Чела, что внутри известных сфер нет ничего, кроме света, отзывчивого на СЛОВО. Знай, что этот свет нисходит и концентрируется; знай, что из избранного им средоточия он освещает свою собственную сферу; знай также, что свет возносится и оставляет во тьме то, что он освещал во времени и в пространстве. И это нисхождение и вознесение люди называют жизнью, существованьем и смертью. Мы же, идущие по Световому Пути, называем это смертью, опытом и жизнью.

Свет нисходящий укореняется на плане временного проявления. Семь нитей бросает он во внешний мир, и семь лучей света пульсируют по этим нитям. Из него же исходит двадцать одна меньшая нить, возжигая сорок девять огней. И вот на плане проявленья раздается слово: Смотри! Человек родился.

С течением жизни проявляется качество света; он может быть тусклым и мрачным, или лучезарным, блистающим и ярким. В Пламени вспыхивают точки света; они появляются и исчезают. Люди называют это жизнью; они называют это истинным существованием. Так они обманывают сами себя и все же исполняют цель своей души и служат большему Плану.

И вновь звучит Слово. Нисшедшая сияющая точка света возносится в ответ на слабо слышную призывную ноту, увлекаемая к источнику своего происхожденья. Человек называет это смертью, а душа — жизнью.

Слово удерживает свет в жизни; Слово отделяет свет, и остается лишь То, что есть Само Слово. Это Слово есть Свет. Этот Свет есть Жизнь, а Жизнь есть Бог».

468] Здесь я дал (если бы вы только это осознали) определение посвящения, но в несколько необычной трактовке. Может быть, несколько строк «Наставления о Смерти» из иерархических архивов что-нибудь объяснят вам и помогут по-новому взглянуть на смерть. В нем приводятся так называемые «Формулы, предшествующие Пралайе». Речь идет обо всех процессах смерти, или отделения, о смерти любых форм, будь то смерть муравья, человека или планеты. Формулы включают лишь два аспекта жизни и света — первый обусловлен Звуком, второй — Словом. Раздел, который я имею в виду, касается света и Слова, которое отделяет его от формы или фокусирует его в ней.

Проявление эфирного тела во времени и пространстве несет с собой то, что получило эзотерическое название «два ослепительных мгновенья». Это, во-первых, момент перед физическим воплощением, когда нисходящий свет (несущий жизнь) концентрируется во всей своей интенсивности вокруг физического тела и устанавливает связь с неотъемлемым светом самой материи, присущим каждому атому субстанции. Как будет установлено, этот свет концентрируется в семи областях в пределах своего кольца-не-преступи, образуя семь главных центров, которые, говоря эзотерически, будут определять его выражение и существование на внешнем плане. Это момент сильного свечения, похожего на то, как если бы точка пульсирующего света превратилась в пламя и в этом пламени обозначились бы семь точек интенсивного света. Это важный момент в опыте воплощающегося, который происходит почти перед самым физическим рождением. Он возвещает час рождения. Следующая фаза процесса представляет собой для ясновидящего стадию взаимопроникновения, когда «семь становятся двадцатью одним, потом многими»; световая субстанция, 470] энергетический аспект души, начинает наполнять физическое тело, и творческая работа эфирного или витального тела завершается. Первым знаком этого на физическом плане является «звук», издаваемый новорожденным. Это кульминация процесса. Творческий акт души теперь завершен; в месте тьмы загорается новый свет.

Второй момент сияния имеет место при обратном процессе и возвещает период восстановления и конечное удаление душой ее собственной, присущей ей энергии. После удаления света и жизни тюрьма плоти разрушается. Сорок девять огней в физическом организме угасают; их тепло и свет поглощаются двадцатью одним малым центром света, которые, в свою очередь, поглощаются семью главными энергетическими центрами. Затем звучит «Слово Возвращения», и аспект сознания, природа качества, свет и энергия воплощенного удаляются в эфирное тело. Жизненный принцип тоже покидает сердце. Затем следует яркая вспышка чистого электрического света, и «тело света», наконец, полностью разрывает связь с плотным физическим проводником, на короткое время фокусируется в витальном теле и исчезает. Акт восстановления завершен.

(«Эзотерическое целительство»)


***

I

«Семеричный свет Отца извлек из хаоса в упорядоченный день Его цель и Его план. Семь высших Богов подчинились этой цели и соединенной волей предопределили план.

431] Медведь и Лев встретились и согласовали свои планы с планом и целью господствующего над ними Владыки. Они воззвали к помощи и силе Отца-Времени (Сатурна — А.А.Б.), и тот откликнулся на их тройной зов. На этот зов откликнулся и Вечно Юный (Санат Кумара, Владыка Шамбалы); Он заставил Себя вновь изучить план при помощи Отца-Времени, но не был затронут Владыкой Времени, так как Сам Он вне времени, — но не те Жизни, которые Он вовлек в Свою мысль и План…
Затем тройной свет, пришедший от Медведя в Его высокой сфере, от Льва в Его меньшей сфере, и от Сатурна в его малой сфере, излился в планетарную сферу могущества. Шамбала была насыщена. Господь Жизни и Мира начал действовать…
Подобно этому меньший внутри большего Целого (индивидуальный человеческий ученик — А.А.Б.) откликнулся на тройной свет, но не ранее прошествия множества циклов. На закате дня времен Шамбала издала зов, передаваемый от голоса к голосу и проносящий вперед ОМ. Ученик, услышавший этот звук, вскинул голову; импульс от основания поднялся во времени и пространстве. Лев внутри сердца и головы издал громкий рык; он выстаивал, пока Сатурн исполнял свою работу... и так двое стали одним.

II

Центральный свет Сириуса воссиял из ока Сына; видение пришло. Свет мудрости проник в воды и распространил сияние Небес в пучинах. На этот призывный клич поднялась на поверхность богиня (рыба-богиня, символ Рыб. — А.А.Б.). Она радовалась свету в глубинах и ловила его как свой собственный. Она 432] видела Солнце, видела своего Сына, и с этого дня Солнце никогда не оставляло её. Нет больше тьмы. Всегда только свет.

А затем небеса внутри кольца-не-преступи откликнулись на свет Сириуса, который проходя через море Рыб, поднял рыб в небесную сферу (Уран), и так появился меньший тройной свет, — сверкающее Солнце Солнц, водный свет Рыб, небесный свет Урана. Этот свет опустился на ожидающую сферу и осветил созвездие малых светочей Земли. Иерархия света вышла из своего местопребывания; планета озарилась.

III

Малый в том малом мире медленно откликался на этот свет, пока малый мир людей не начал сегодня пульсировать в ритмичном согласии. Происходят изменения. Космическое сердце, системное сердце и малое сердце человека начинают биться как одно, и по мере того как это биение звучит с большей силой, оно переплавляет низшую ноту (солнечного сплетения. — А.А.Б.) внутри себя, устраняя её жесткость и звучание страха; так приходит конец иллюзии. Тогда двое вновь становятся одним.

IV

Семь Матерей сочетают свой свет и делают его шестью светочами (намёк на потерянную Плеяду. — А.А.Б.). И всё же семь по-прежнему остаются. Их свет отличен от света других светочей. Этот свет пробуждает отклик того, что громко взывает: «Я самая плотная точка всего материального мира (Козерог. — А.А.Б.). Я могила; я чрево. Я скала, погружающая себя в глубины материи. Я горная вершина, на которой рождается Сын, на которой видится Солнце, и которая принимает первые лучи света. 433] Ко мне устремляется Посланник (Меркурий. — А.А.Б.), провозглашающий: «Близится заря, посланная свыше Отцом — Матери». На пути к низшей звезде, называемой нами Землей, Посланник останавливается на ярком солнце, где сияет свет любви (Сириус. — А.А.Б.), и там посвящается в любовь. Так он приносит человеку сверкающие дары. Он сам человек для человека, и вот, от этих трёх (Плеяды, Козерог, Меркурий. — А.А.Б.) Человек принимает свою нынешнюю природу. Он — Сын Матери, рожденный из могилы и проявивший после рождения свет, который он принял от них всех.

Затем он поворачивается к низшим трём и со временем сам становится Посланником к этим заточенным душам. Так Владыка Меркурия повторяет себя. Сын снова нисходит туда, где земля и железо, и вновь познаёт Свою мать.

Так малый на самой малой сфере становится величайшим Богом. Из направляющего центра своей жизни на Земле он трудится, работает и осуществляет План. (Направляющий центр — это центр аджна. — А.А.Б.) Он пробуждается к насущному, и из избранного места (горлового центра. — А.А.Б.) издает Звук, который со временем становится Словом. Тогда три становятся двумя, и два — Одним».

Именно последняя «световая энергия» особенно активна, когда знак Тельца доминирует в каком-либо планетарном или индивидуальном гороскопе.

Некоторым необычным (с точки зрения человека) образом всё, что касается развития человечества, на протяжении веков выражалось людьми в категориях просветления и знания, света и вхождения в свет, которые вели к откровению и (изредка) к истинной астрологической интерпретации. Поэтому и мы можем рассмотреть великие Треугольники и их значение с этой своеобразной позиции, то есть в категориях Света. Такой подход и смысловое выражение воплощены в стансах из «Древнего Комментария». Если их тщательно исследовать, они прольют немало света на изучаемую нами тему.

(«Эзотерическая астрология»)


***

«Вспыхивает Свет, потому что больший свет и меньший свет сближаются и призывают друг друга. Их смешанные огни, не ставшие пока сияющим солнцем, быстро сливаются. Их соединённый свет открывает Путь Света.

Человек видит себя встающим на другой Путь, Путь освещённых целостностей. Путь ведёт от формы к душе, от тьмы к свету, и так человек движется по Колесу. Ступая по собственным следам в противоположном направлении (по обращённому колесу Зодиака. — А.А.Б.), он продвигается вперёд.

Загорается новый свет. Семь Сестер исполняют свою роль (Плеяды в Тельце, первом знаке Фиксированного Креста), и тогда вспыхивают все три света. Так возникает одно сияющее солнце».

1. Рыбы — представление соединённого излучения.

Это излучение является результатом фокусирования жизни, намерения и энергии в «излучающей точке силы». Вам было сказано, что в наше время знак Рыб наиболее могуществен в связи с Мутабельным Крестом и что, когда его работа будет завершена, достигший согласия ученик переходит на Фиксированный Крест и готовится к испытаниям посвящения. Это выражается в оккультных символических фразах «Древнего Комментария».

563] Характерная черта этих Крестов — слияние и интеграция. Слияние личности в одно функциональное целое, сознательное слияние души и личности, слияние триединого выражения божественности — Монады, Эго и личности, в результате чего происходит явление соединённых энергий. Ключевая нота их влияний — способность вмещения и одновременно способность полного выражения вертикальной и горизонтальной жизни во времени и пространстве.

(«Эзотерическая астрология»)


***

«Заметен свет, крошечная точка пронзительного света. Это тёплый и красный свет. Раскрывая всё сущее и всё, что может быть, он приближается. Он проникает в третий центр и изгоняет все наважденья и желанья.
«Свет — тёплый, жаркий свет — виден через посредство низшего света. Он проникает в сердце, и в этом свете все формы воспринимаются как бы насыщенными мерцающим светом. Теперь заметен мир освещённых форм, которые свет связывает друг с другом. Свет тот голубой, и пламя — его суть. Между тёплым красноватым светом и этим ясным светом мерцает пламя — пламя, в которое надо войти, чтобы вступить в голубой свет и использовать его. 539]

«Появляется другой свет, ясный бесстрастный, который не свет, но тьма в её чистейшей чистоте — СВЕТ Самого Бога. Он затмевает всё вокруг Себя, все формы угасают, но остаётся полнота жизни. Это не тот свет, какой мы знаем. Это чистая принципиальная сущность того Света, который раскрывает Себя через свет».

Именно этот последний свет и имели в виду Будда и Христос, говоря: «Я свет миру». Это Свет Самого Бога, Господа Миров, в которых живут и движутся и существуют Жизни из Совещательной Палаты Шамбалы.

Периоды поиска, периоды боли, периоды отстранения, периоды откровения, во время которых образуются точки слияния, точки напряжения и точки проецирования энергии, — вот история Пути Посвящения.

Посвящением на самом деле называется откровение, или новое видение, которое всегда влечёт ученика вперёд, к большему свету, но оно не даруется и не даётся ему. Это процесс распознавания света и использования света для проникновения в ещё более ясный свет. Прогрессивное движение от освещенной тусклым светом сферы божественного проявления в сферу небесной славы — вот история Пути Эволюции.

Распознавание разных «светов» на Светлом Пути и сигнализирует о готовности к посвящению. Посвящённый вступает в свет особым образом; свет насыщает его природу в любой точке во времени и пространстве соответственно его достижению; он позволяет ему соприкасаться и видеть до сих пор невидимое и на основе нового знания направлять свои шаги ещё дальше.

Здесь я говорю уже не символически. Каждое посвящение затмевает уже достигнутый и используемый свет и погружает посвящённого в ещё более высокий свет. С каждым посвящением ученик проникает в до сих пор неведомую область божественного сознания, которая после её освоения и её уникальных феноменов, качества вибраций и взаимосвязей, становится для него областью нормального опыта и активности. Таким образом (если это можно так выразить) «он овладевает мирами живых форм и не имеющих формы жизней». Ему вновь приходится ментально осмысливать двойственность, поскольку теперь он воспринимает освещённую область, из которой достигает точки напряжения, или посвящения. В процессе посвящения он обнаруживает новую, ещё более яркую область, в которую может вступить теперь. Это не означает, что он должен оставить область прежней активности, в которой он работает и живёт, просто перед ним появляются новые сферы ответственности и благоприятной возможности, так как — благодаря собственным усилиям — он способен видеть больше света, ходить в большем свете и более адекватно, чем прежде, 540] демонстрировать свои способности в сфере значительно более широких возможностей.

Таким образом, посвящение — это непрерывное слияние меньшего света с бoльшим, в который последовательно вступает посвящённый, получая возможность видеть дальше, глубже и более широко. По словам одного из Учителей: «Свет должен поступать вертикально, а рассеиваться, или излучаться, горизонтально». Так образуется крест служения, на котором ученик остаётся до тех пор, пока ему не откроется Крест Саната Кумары. Тогда он узнает, почему эта планета — по мудрым и обоснованным причинам — является планетой страдания, бесстрастия и отстранения. Зная об этом, он знает всё, что может поведать и открыть ему наша планетарная жизнь. Он претворил знание в мудрость.

(«Лучи и Посвящения»)


***

После Шестого посвящения Решения откровение начинает продвигаться от космического физического плана на космические уровни. Тогда совершенная мудрость растет по направлению к Богу Трансцендентному. Теперь посвященный владеет знанием Бога Имманентного в планетарной сфере и может добавить к знанию мудрость, научаясь давать правильную и понятную интерпретацию тому, что стадия за стадией ему открывается, по мере того как он демонстрирует свою посвященность. После Шестого посвящения он начинает проникать, посредством своего выстроенного духовного сознания, на космические уровни, где достигает невообразимых откровений. Тот факт, который я хочу до вас донести, лучше всего выражен в с словах Древнего Комментария: 436]

«Свет, сияющий в сердце человека, раскрывает свет, и в их соединенном свете приходит откровение.

Свет, сияющий в священной Иерархии Душ, раскрывает эти два света, и они открывают третий — откровение высших состояний Бытия, которые скрывают и вуалируют Свет внепланетного происхождения.
Таковы четыре света, открывающие Свет Высший, Свет, приходящий из-за пределов знания человека. Но все эти светы открываются потому, что в человеческом сердце горит свет — спокойный и непоколебимый».

Вся тема откровения — это откровение света; она подразумевает много различных интерпретаций слова «свет» и касается открытия световых областей бытия, которые иначе остаются неизвестными и потому скрытыми. Мы порождаем свет; мы используем свет; мы обнаруживаем большие виды света, дающие нам откровение Неведомого Бога. Этот внутренний свет ведет нас и в итоге открывает те более яркие виды света, которые вводят в процесс откровения. Как вы хорошо понимаете, брат мой, я говорю символически.

(«Ученичество в Новом Веке», Т.2)


***

«Тогда на лбу Божественного Быка появляется свет, и око его излучает сияние. Его голова с ее магнетической силой похожа на ослепительное солнце, а из лотоса головы исходит путь света. Этот путь ведет в Большую Сущность, рождая живой огонь. Божественный Бык видит Солнечного Ангела и узнает этого Ангела как свет, в котором он идет».

Учащиеся должны помнить, что можно достичь высокой стадии духовного сознания, так и не увидев никакого сияния в мозгу. Это, впрочем, довольно часто бывает и в большой мере определяется типом физического тела, прошлой кармой и достижениями, а также умением стремящегося осадить «могущество сверху» и устойчиво удерживать эту энергию в мозговом центре, в то время как сам он в медитации отделяется от аспекта формы и может невозмутимо наблюдать эффект.

Когда все это происходит (а это не цель работы, но просто показатель, который нужно зарегистрировать в сознании и затем отбросить), то следующая за этим стимуляция вызывает реакцию физического тела. Магнетическое могущество света в голове и сияющая сила души производят стимуляцию. Центры начинают вибрировать, и их вибрация пробуждает атомы материального тела, так что в конце концов силы вибрирующего эфирного тела настраивают даже самый низший центр в унисон с самым высшим. Таким образом, огни тела (сумма энергии атомов) вовлекаются в 108] большую активность и, наконец, эта огненная энергия поднимается вверх по позвоночнику. Все это происходит благодаря магнетическому контролю души, которая восседает «на троне между бровями».

Здесь вступает в действие один из приемов йоги — абстрагирование, или удаление. Поскольку три света слились, центры возбуждены и атомы также вибрируют, человек получает возможность центрировать все три света в голове по своей воле. После чего, благодаря волевому акту и знанию определенных Слов Могущества, он может войти в состояние самадхи и удалиться из своего тела, унося свет с собой. Таким образом, больший свет (три соединенных света) освещает три мира человеческого выражения, «свет направляется вверх» и освещает все сферы человеческого сознательного и бессознательного опыта.
Затем осуществляется работа четырех. Четверо соединились. Солнечный Ангел отождествился со своим инструментом, жизнь оболочек подчинена жизни внутренней божественности; свет оболочек слился со светом души. Голова, сердце и основание позвоночника геометрически выровнены, и тогда становятся возможными определенные события.

(«Трактат о Белой Магии»)


***

«Когда сияющий свет Солнечного Ангела соединяется с золотым светом космического посредника, это вызывает из тьмы прилив света ану, частицы».

Когда сияющий свет души сливается с магнетическим светом жизненного тела, он до такой степени стимулирует атомы физического тела, что каждый атом становится, в свою очередь, крошечным излучающим свет центром. Это становится возможным только тогда, когда голова, сердце, солнечное сплетение и центр у основания позвоночника соединяются особым образом, как именно — один из секретов Первого посвящения. Когда эти четыре центра находятся в тесном взаимодействии, «основание треугольника», как его символически называют, готово для магической работы.

Учащийся должен помнить, что для нынешних целей ему необходимо рассмотреть три тела света:

  • Имеется тело сияющего света — тело самой души, находящееся на ее собственном плане, которое часто называется Карана Шарира или каузальное тело.
  • Имеется жизненное, или эфирное, тело, проводник праны, представляющее собой тело золотого света или, вернее, проводник цвета пламени.
  • Имеется тело «темного света», что, оккультно говоря, означает латентный свет физического тела, свет, скрытый в самом атоме. Об этих трех типах энергии говорится в «Древнем Комментарии».

    «Космический посредник» — это термин, данный эфирному телу, которое представляет собой составную часть вселенского эфира. Именно через эфирное тело протекают все энергии, излучаемые как душой, так и Солнцем или планетой. По этим жизненным линиям огненной сущности осуществляются все контакты, не исходящие непосредственно от осязаемого мира.

    Темный свет крошечных атомов (ану), из которых состоит физический проводник, отзывчив к стимуляции этого проводника со стороны души, и, когда человек отдается контролю души, свет 106] лучится по всему его телу. Это проявляется в излучении яркого сияющего света, исходящем от тел адептов и святых.

    («Трактат о Белой Магии»)
    <<компиляциина главную>>