<<компиляциина главную>>


О Духе и Душе

Компиляция по книгам А. Бейли

загрузить файл в формате Word (127K)

Истинное значение трех аспектов Духа становится ясным только посвященному высокой степени и не может быть выражено в 526] словах; человек не может постичь его, пока не перейдет из человеческого царства в духовное… …Итог можно было бы подвести словами «Древнего Комментария» - источника, который так часто цитировала Е.П.Б.:

«Благословенные скрывают свою тройственную природу, но открывают свою тройную сущность посредством трех больших групп атомов. Атомов - три, и излучение тройственно. Внутреннее ядро огня скрыто и обнаруживается только через излучение и то, что излучается. Лишь после того, как угасает сияние и больше не ощущается тепло, огонь может быть познан.»

(«Трактат о Космическом Огне», Т.1)


***

819]

Электрический огонь выражает Монада в своей троичной природе. Этот тип проявления будет доведен до высшей стадии развития в следующей Солнечной системе.
Солнечный огонь выражают Солнечные Питри в своей девятеричной формации. Они делают возможным раскрытие сознания Монады через посредство Эго в трёх мирах человеческой эволюции. Огонь трения выражают лунные Питри. Они образуют низшее «я», личность, или те проводники, посредством которых Эго приобретает опыт на низших планах.

Но в проявлении внутри эгоического аурического яйца эти три едины, и их взаимообмен энергией и жизненностью происходит постоянно. Дух использует Душу, или Эго, как проводник просветления, а Эго использует низший Кватернер как свое средство выражения. Поэтому эволюция Духа на самом деле может быть разделена на три стадии:
Первая стадия, на которой в основном функционируют лунные Питри, которые подготавливают низшие оболочки, чтобы их можно было занять. Низшие вибрации управляют, а «огонь трения» согревает и питает практически всю эту область активности.


Вторая стадия, на которой контроль постепенно переходит к Солнечным Питри. На этой стадии развивается эгоическое сознание. Мыслитель занимает оболочки, постепенно подчиняет их своему контролю, своей воле и цели, и, в конечном итоге, сбрасывает их. Господствует средняя вибрация, и излучается солнечный огонь. В процессе эволюции он просветляет низшие оболочки, постепенно повышает свою теплоту и, в конце концов, способствует разрушению форм.


Третья стадия, на которой происходит откровение электрического огня, интенсивностью своего свечения затмевающего остальные огни. Лунные Питри исполнили свою работу, Солнечные 820] Питри развили самосознательную единицу, человека, а Монада (использовав) отбрасывает их всех и удаляется внутрь себя, обогатившись опытом материального существования и развив любовь-мудрость.
На языке «Древнего Комментария» эта истина выражается следующим образом:

«Сам Господь Жизни восседает в сердце и наблюдает. Владыки солнечного огня, исполняя свою задачу, приносят себя в жертву лунным Владыкам всех низших планов. Они умирают, но воскресают. Они выходят наружу и снова возвращаются. Но Господь Жизни восседает неподвижно. Лунные Владыки начинают умирать. Их могущество начинает убывать с каждым следующим циклом. Солнечные Владыки сияют в своем торжестве, предавая четверичных огню - огню, что сжигает и рассеивает форму.

Работа многократно повторяется. Циклы наступают и заканчиваются - вплоть до того дня триумфа, когда солнечный Владыка громко заявляет о себе как о правителе.

Тогда Господь Жизни поворачивается и поднимается во всей Своей мощи. Он поглощает солнечных Владык, и они погибают, как и лунные Владыки. Он произносит Слово; огонь нисходит. Вспыхивает сияние. Низший огонь гаснет под солнечным пламенем, средний огонь гаснет под жаром огня Небес. Ничего не остается, кроме тройного пламени фиолетового, индиго и желтого. ТО исчезает. Затем воцаряется тьма. И всё же Господь Жизни пребывает, хотя и незримо».

(«Трактат о Космическом Огне», т.2)


***

В продолжение этого невообразимого периода (применительно к нашей Земной схеме) миллиарды атомных жизней двигались своим чередом, энергетизируемые Жизнью Монады, пульсирующей через монадическое сердце на духовном плане; равным образом они отзывались и на больший ритм Небесного Человека. Именно это вызвало постепенное осаждение и довело животного человека до той стадии, на которой начало ощущаться направляющее вверх притяжение 1049] самой Монады. В то же время Монада на своем собственном плане стала отзываться на энергию низшей формы, порожденную самой формой; оба ритма соединились, произошла индивидуализация, и пилигрим проявился в своей истинной природе.

Тогда, в том что касается Монады, начинается жизнь прогресса. Она истинно циклическая, повторяющаяся и спиральная. Поначалу взаимодействие между вращающейся низшей атомной формой и влиянием Монады вялое, медленное и тяжелое, форма замедляет действие Монады, её тяжелая вибрация стремится вытеснять высшую. Когда начинает ощущаться постепенно ускоряющееся движение по спирали, высшая вибрация проявляется, и действие, или движение, становится более уравновешенным и в то же время легким. Так проходят циклы, пока высший ритм, или вибрация, не возобладает настолько, что влияние формы будет сведено на нет, и она, в конце концов, будет отброшена. Одновременно дает о себе знать самый высокий из всех ритм, ведущий к усиленной активности на высших планах и приводящий со временем к отвержению жизни Эго. Как гласит «Древний Комментарий»:

«Капли влаги тяжелеют. Они проливаются дождём на самый низший план. Они напитывают глину и вызывают на ней появление цветов. Так воды покрывают землю во все циклы.

Две цели у капель-отцов, и каждая достигается в очень далеких друг от друга циклах; одна - упасть и впитаться в тёмную почву земли; другая - подняться и слиться с чистым воздухом небес.

Между этими обширными периодами идёт работа теплоты.

И вот, когда жар становится яростным и огни внутри земли и под водой разгораются и растекаются, становится видно, что природа множества капель претерпевает изменение. Они рассеиваются в пар. Так теплота исполняет свою роль. Позднее снова вспыхивает электрический огонь и обращает пар в то, что позволит ему пройти сквозь воздух».

(«Трактат о Космическом Огне», Т.2)


***

Мы попытались направить мышление от собственной крошечной сферы на исследование работы Манасадэв в Солнечной системе. В каждой схеме у Них есть своё место, но в одних, таких как схема Юпитера, Они только начинают свою работу, тогда как в других, таких как схемы Вулкана и Венеры, Их работа почти завершена. Венера находится в своем последнем круге, и четвертое царство развилось на ней почти до совершенства - насколько это возможно в данной системе. В Земной схеме Манасадэвы работают с полным размахом, но вершина Их активности будет продемонстрирована только в следующем круге. Они проходят через схему циклически, подчиняясь Закону - Закону Кармы для Планетарного Логоса, так как сущностно Они связаны с Его Жизнью, побуждающей Его центры. Они приходят в схему с волной манасической энергии из головного центра Логоса, и в процессе Их прохождения через сердечный центр происходят три события:

  1. Они дифференцируются на семь групп.
  2. Они направляются в качестве энергетических токов в некоторые конкретные схемы.
  3. Их контакт со схемой таков, что приводит к проявлению Четвертой Творческой Иерархии и побуждает Монады принимать форму в трёх мирах.

743] Эти сущности, жертвующие Собой для человеческой иерархии (а мы должны здесь отметить точность того факта, что Они эманируют из логоического головного центра, или волевого аспекта), суть истинные Спасители, отдающие Свои жизни для блага расы. По отношению к совокупности схем Они занимают такое же положение, какое занимает Оккультная Иерархия планеты по отношению к людям на этой планете. Во время пралайи Они удаляются (как и всё прочее) из проявления и возвращаются в Космический центр, всего лишь слабым отражением которого является логоический головной центр; Они возвращаются обогащенные опытом.

«Древний Комментарий» гласит:

«Сияние дэвы вспыхивает дополнительным светом, когда проявляется добродетель воли. Он запасает цвет, как жнец запасает пшеницу, и сохраняет его для питания многих. Над всем этим сонмом дэв господствует таинственный Козёл - Макара*, который есть, и которого всё же нет, но связь с ним сохраняется».

Круги начинаются и заканчиваются, но (если не говорить о каждой отдельной планете) Манасадэвы присутствуют всегда, хотя их влияние не всегда чувствуется.

*Макара (санскр.) - морское животное, "Крокодил". Также созвездие, называемое в Европе Козерогом, десятый знак зодиака. Эзотерически - мистический класс дэв. У индусов - проводник Варуны, бога вод. (Теософский словарь Е.П.Б.). (Прим. ред.)

(«Трактат о Космическом Огне», Т.2)


***

Только когда тройственное плотное физическое тело Планетарного Логоса (выраженное нашими тремя мирами - ментальным, астральным и плотным физическим планами) достигает 685] соответствующей вибрации, повторив циклическое развитие предыдущей махаманвантары, производится тот вибрационный контакт, который приводит к воссиянию эгоических групп на ментальном плане. Он вызывает проявление сердечных импульсов Небесного Человека и, следовательно, вводит в объективность те Монады (энергетизированные жизнью Сердца), которые формируют различные центры.

«Древний Комментарий» гласит:

«Когда Сердце Тела пульсирует духовной энергией, когда его семеричное содержимое трепещет под духовным импульсом, тогда токи распространяются и циркулируют, и божественное проявление становится Реальностью; божественный Человек воплощается».

Аналогия на физическом плане наблюдается в жизненной стимуляции, ощущаемой между третьим и четвертым месяцем дородового периода, когда сердце ребенка начинает пульсировать жизнью и становится возможным индивидуальное существование.

(«Трактат о Космическом Огне», Т.2)


***

Следует помнить, что в нынешней Солнечной системе, например, некоторые этапы развития всего лишь повторяют эволюционные процессы, проходившие в предыдущей Солнечной системе. Ключ к пониманию этого находится в рассмотрении манасического, или умственного, принципа. Солнечные Ангелы, интеллектуальный индивидуализирующий фактор, были (с определенной точки зрения) продуктом предшествующей системы и в настоящей системе только ждали того времени, когда формы трёх царств достигнут точки синтетического развития, которая позволит 1089] им (формам) воспринять впечатление и влияние свыше. Эта концепция описывает процесс, аналогичный приходу во времена Атлантиды тех Монад, которые, пройдя индивидуализацию на другой цепи, выжидали в межпланетных пространствах, пока земные условия позволят им занять адекватные формы. Соответствие это неточное, но указывает на истину. Обширный цикл раскрытия (сделавший возможной дальнейшую эволюцию), который предшествовал нынешней Солнечной системе, может рассматриваться как монадическое соответствие космического колеса. Намёк на эту точку развития содержится в следующих словах «Древнего Комментария»:

«Пятый не являлся продуктом настоящего. У каждой из пяти спиц этого колеса был свой цикл развития, и один, в котором они были прочно скреплены в центре».

(«Трактат о Космическом Огне», Т.2)


***

Человеческое семейство, или четвертое царство, старается проявить желание, или природу любви, Планетарного Логоса.

1044] Задача трёх дочеловеческих царств - проявление интеллектуальной природы Планетарного Логоса. Всё это происходит по Закону Расширения методом спирального продвижения, циклического роста, вращательного повторения, а итогом каждой большей спирали является расширение сознания меньшей сферы до сознания сферы, заключающей в себе это меньшее яйцо, и высвобождение жизни, заточенной в этой сфере. Она вливается в своё большее целое. По мере того как вспыхивают огни этой сферы, «огонь трения», производящий вращательное движение, и «солнечный огонь», являющийся основой спирально-циклической активности, соединяются и сливаются. Кольцо-не-преступи ограничивающей сфероидальной стены исчезает, результатом чего является вспышка излучения. «Древний Комментарий» так описывает этот процесс (это описание касается планет, но при этом, хотя и относительно, остается верным и для атома субстанции, и для солнечного атома):

1. «Жизнь пульсирует, и полюс выполняет свою функцию. Сфера вращается, проходя множество циклов. По мере вращения она чувствует другие сферы и пытается узнать их тайну.

2. Они встречаются друг с другом. Они ищут большей близости или яростно отвергают любое дальнейшее сближение. Некоторые расходятся; другие возвращаются и сочетаются браком. Они познают друг друга. Спиральным курсом они движутся рука об руку. В результате соединения вспыхивают огни, двое становятся одним и снова живут в своем Сыне, который становится Третьим.»

Изучение этих исполненных смысла слов поможет учащимся отчасти приблизиться к знанию «родства полюсов», «Брака на Небесах», переноса зародышей жизни с мужской притягивающей планеты на негативную и восприимчивую планету, и, наконец, позднее, - о поглощении жизни этих двух планет третьей, оккультно называемой «Сыном» и являющейся той синтезирующей планетой, которая образует вершину солнечного треугольника.

(«Трактат о Космическом Огне», Т.2)


***

Будет установлено, что, в действительности, перевоплощение является магическим и магнетическим взаимодействием между формальной стороной жизни и самой жизнью. Это взаимодействие сознательно инициируется душой, которая является продуктом двух взаимосвязанных факторов. Это сложное утверждение, и его нелегко понять, тем не менее оно выражает многозначительный факт, который в «Древнем Комментарии» сформулирован следующим образом:

«Взывающие к спасению громко кричат. Их голоса проникают в бесформенный мир и вызывают в нём отклик. Те, кто ещё в отдалённые эоны поклялись служить и спасать, откликаются. Раздаётся их звенящий клич и, вибрируя, проникает во тьму и в самые отдаленные уголки мира форм.

Так создается вихрь, поддерживаемый постоянным двойным звуком. Затем производится касание, и в пространстве и во времени двое становятся одним: Спасающие Души и Единицы, нуждающиеся в служении.

Постепенно видение Спасающего становится светом, направляющим Взывающих в место света». 327]

(«Эзотерическая психология»)


***

426]

Сказал Отец сыну:
Пойди и возьми себе то, что не есть ты и что не принадлежит тебе, но принадлежит Мне. Считай это своим и ищи причину его появления. Думай, что это - ты сам. Так ты откроешь мир наваждения, мир глубокой иллюзии, мир обмана. Тогда ты познаешь, что взял не то, к чему должна стремиться душа.
И в каждом цикле в момент обмана и стяжательства, ты будешь слышать голос. Повинуйся ему. Это голос того в тебе, что слышит Мой голос, голос, не слышимый теми, кто любит красть.

Снова и снова слышится веление:
«Верни похищенное добро. Знай - оно не для тебя».

Через гораздо большие периоды голос будет звучать так:
«Возврати заимствованное добро; верни свой долг».

Когда же все уроки пройдены, голос раздается вновь:
«Отдай с радостью то, что было Моим и было твоим и теперь принадлежит нам обоим. Ты больше не нуждаешься в форме. Будь свободен».

(«Эзотерическое целительство»)


***

В «Древнем Комментарии» есть аллегория, проливающая свет на великие возможности души в критические моменты жизни во время воплощения, благодаря которому она обогащается:

«Во чреве времён, ограниченная пространством и погружённая во тьму - хотя и поддерживаемая постоянно теплом - эволюционирует жизнь. Она развивает способности; становится в миниатюре тем, что она есть. Она принимает форму и познаёт божественность обособленности. Такова её цель. Размышляй. Знание придёт. За дверью больший свет и жизнь. Она познаёт, чем она является. Она не замыкается в себе и познаёт, что она - То, часть Целого, божественно единая с другими. Размышляй. Единство придёт.

К твердыне Самого Бога подходит 117] Сын Божий. Он останавливается перед игольными ушами и ищет способа преодолеть препятствие. Ни временем, и ни пространством не ограничен он, но свет и жизнь принадлежат ему. Он видит красоту и знает, что То существует. Он знает, что его богатство - не время, не пространство, не всевозможные соблазны формы, но любовь, знание, мудрость, проницательность и всё великолепие Бога (насколько он может его оценить), кроме одного. Размышляй. Цель откроется; возникнет Целое, и душа - под грузом богатства и результатов долгого труда - исчезнет, как туман, и останется лишь Бог, живой Единый».

(«Лучи и Посвящения»)


***

Эго, или душа, 48] действует поистине как средний принцип, связующий Иерархию монад с внешними многообразными формами, которые они последовательно используют в процессе:

  1. получения определенного опыта, развивающего требуемые свойства;
  2. отработки определенных следствий, порожденных в предыдущей системе;
  3. сотрудничества с Планом Солнечного Логоса в связи с Его (если можно употребить местоимение по отношению к Жизни, которая представляет собой существование и в то же время общую идею) Кармой - это часто упускают из виду. Его Карма должна быть отработана посредством метода воплощения и последующего воздействия воплощающейся энергии на субстанцию формы. Это символизируется для нас - если бы мы только могли это осознать - отношением Солнца к Луне.

«Солнечный Владыка своим теплом и светом поддерживает иллюзорную жизнь умирающих Лунных Владык. Это великий обман и Майя Его Присутствия».

Так гласит «Древний Комментарий», часто цитируемый мной в предыдущих книгах. Вышеизложенное относится равным образом и к индивидуальной душе.

Этот средний принцип находится в настоящее время в процессе раскрытия. Низший аспект функционирует. Высший аспект еще остается непознанным, однако то, что их соединяет (и в то же время открывает природу высшего аспекта), уже на грани открытия. Структура, механизм уже готов и в нужной мере развит; также присутствует витальная жизнь, которая может направлять и мотивировать этот механизм, и человек в состоянии сейчас интеллектуально использовать и контролировать не только сам механизм, но и активный принцип.

(«Трактат о Белой Магии»)


***

Стадия тени - это смутный, неопределенный период, который предшествует плотному конкретному проявлению. Речь здесь идет не о тени как о двойнике души в физическом воплощении. Речь идет об одной из промежуточных стадий творческого процесса. 611] Она технически называется «стадией увеличения и уменьшения туманности», и эта стадия предшествует появлению более устойчивой, относительно статической экзотерической формы. При формировании солнечной системы она представляет собой подготовительный период, и примеры того, как она протекает можно наблюдать в звездном небе. Это стадия, когда Великий Маг еще находится в начале процесса исполнения Своей работы; Он еще не пропел окончательно те мистические слова, те духовные звуки, которые начнут осаждение и приведут к осязаемому появлению формы.

В «Тайной Доктрине» говорится о трех огнях, известных с древности; «Вишну Пурана» дает этим огням в точности такие же названия, что и Е.П.Б., которая позаимствовала эти термины из древнего Писания. Электрический Огонь, Солнечный Огонь и Огонь Трения, когда они соединяются, рождают проявленный макрокосм и микрокосм, - об этом соединении говорится в моем предыдущем трактате, «Трактате о Космическом Огне». Данные огни эзотерически представляют собой один огонь, но огонь этот производит - при восприятии сознанием (которое само проходит разные стадии эволюционного развития) - впечатление дифференцированной огненной сущности. Эта огненная сущность может восприниматься как сама Жизнь, или как «Самосветящийся Свет», или она может восприниматься как активная форма, присущая единой субстанции, которая лежит в основе всех явлений. В этом последнем правиле магии рассматриваемые огни - это огни самой материи, которые приближаются к тени и (как это символически выражает «Древний Комментарий»)

«восходят из второй тьмы по зову духа света и встречают в назначенном месте то, что их впитает и поднимет к огненной точке, откуда вышли эти огни живого света и лучезарной жизни».

(«Трактат о Белой Магии»)


***

Учащимся надо помнить, что одна из целей ежедневной медитации заключается в том, чтобы позволить мозгу и уму вибрировать в унисон с душой, когда она пытается «в глубокой медитации» установить контакт со своим отражением.

Интересно соответствие этой связи, или синхронной вибрации:

ДушаЧеловек на физическом плане
УмМозг
Шишковидная железаГипофиз

Во всем этом содержится намек для более продвинутого учащегося (а это тот, кто сомневается, является ли он таковым). Это также символизируется для нас связью между восточным и западным полушариями и между такими великими телами истины, как Религия и Наука.

Жизнь медитации продолжается, связь между душой и ее тройственным инструментом постоянно укрепляется, и результирующие вибрации усиливают свою мощь. Сколько еще жизней потребуется для этого - зависит от различных факторов, слишком многочисленных, чтобы их здесь упоминать, но размышлять над которыми будет полезно для учащегося. Пусть он составляет список тех факторов, которые, как он чувствует, ему действительно нужно принять во внимание, чтобы выяснить, на какой эволюционной ступени он находится.

75] Результатом такого отклика является переориентация низшего человека для того, чтобы произвести синтез Трех и Одного так, чтобы работа Четырех могла продолжаться. Здесь имеем завершенное отражение в микрокосме того, с чего начал Солнечный Логос, «Священная Четверка» Космоса; человек, в свою очередь, становится «Священной Четверкой» - духом и тремя в проявлении.

Здесь следует поразмыслить над следующими четырьмя терминами:

  1. Контакт.
  2. Отклик.
  3. Переориентация.
  4. Объединение.

«Древний Комментарий» выражает это в следующих словах:

«Как только контакт установлен, тотчас применяются слова и исполняется мантрический закон, при условии, что Единый сообщает слова, а три остаются в безмолвии.

Когда осознается эманирующий от трех отклик, Единый в безмолвии слушает. Роли меняются. Тройственное слово исходит от троичной формы. Происходит разворот. Глаза больше не смотрят на мир форм; они обращаются внутрь, фокусируют свет и видят раскрывшийся внутренний мир бытия. При этом Манас успокаивается, ибо глаза и ум суть одно.

Сердце больше не бьется в ритме низшего желания, не тратит свою любовь на то, что разъединяет и скрывает Реальное. Оно бьется в новом ритме; оно изливает свою любовь на Реальное, и Майя угасает. Кама и сердце соединяются вместе; любовь и желание образуют единое целое, - одно видно ночью, другое в свете дня.

Когда огонь, любовь и ум покоряются, издавая тройственное слово, тогда приходит отклик.

Единый произносит слово, которое заглушает тройной звук. Бог говорит. Форма отвечает трепетом и дрожью. Выступает новое, человек преобразован; форма перестроена; дом подготовлен. Огни объединяются и великий свет вспыхивает: три сливаются с Единым, и внутри сияния виден четверичный огонь».

76] В этой живописной картине, которую я постарался передать современным языком, древние мудрецы воплотили идею. В «Древнем Комментарии», откуда взяты эти слова, не указана определенная дата написания. Если бы я попытался ее сообщить, у меня не было бы возможности доказать правду моих слов и, следовательно, мне пришлось бы рассчитывать на легковерие, - а это то, чего стремящиеся должны избегать в своих поисках сущего и Реального. В вышеизложенных нескольких фразах я постарался дать суть того, что выражено в «Древнем Комментарии» посредством нескольких символов и криптограмм. Древние Писания читаются не так, как современные учащиеся читают книги. Их надо рассмотреть, прочувствовать и осознать. Их смысл открывается во внезапном озарении. Позвольте проиллюстрировать: фраза «Единый произносит слово, которое заглушает тройной звук» изображается как стрела (или луч) света, заканчивающаяся символическим словом в золоте, наложенным на три символа в черном, розовом и зеленом. Вот как тщательно хранятся тайны.

Думаю, что учащимся было интересно узнать больше об этом древнем учебнике Адептов.

(«Трактат о Белой Магии»)


***

В действительности каналы позвоночника являются аналогией сутратмы, связующей физического человека с душой, так как по сутратме, в свою очередь, передается положительная энергия 96] духа, отрицательная энергия материи и уравновешивающая энергия души, причем достижение равновесия между ними - это нынешняя задача человечества. В период последующих посвящений позитивное воздействие духовной энергии приходит на смену уравновешивающему действию силы души, но это дальнейшая стадия, которая пока не должна занимать стремящегося. Пусть он найдет «Благородный Средний Путь» между парами противоположностей и тогда обнаружит, что силы, которые он использует на физическом плане, проходят по центральному нервному каналу позвоночника. Это произойдет, когда передача света и истины в физический мозг через центральный канал связующей сутратмы действительно начнет проходить, принося явную пользу. Идеи и концепции, поступающие (говоря символически) через отрицательный сутратмический канал выражают благие намерения, но им недостает силы, и они не реализуются. Они эмоционально окрашены и им не хватает той организованной, четко проработанной формы, которую может дать чистый ум. Идеи и концепции, поступающие через положительный канал (образно говоря), вызывают слишком быстрое осаждение и мотивируются личностной амбицией властвующей ментальности. Ум всегда эгоистичен, самоцентрирован и выражает личностную амбицию, которая содержит в себе зародыш собственного уничтожения.

Однако, когда используется сутратмическая сушумна, центральный канал и его энергия, душа, как магнетический интеллектуальный создатель передает свои энергии. Тогда планы могут разрабатываться в соответствии с божественной Целью и осуществляться созидательная деятельность «в свете». Точка эгоического и лунного контакта всегда излучает точку света, как мы усвоили из Правил Магии; она имеет свой фокус в той точке сутратмы, соответствием которой является свет в голове стремящегося.

3. Период, когда он издает Священное Слово и, соединив его с голосом Эго, или Души, приводит в движение ментальную материю для построения своей мыслеформы. Именно человек на физическом плане издает теперь Слово и делает это четырьмя способами:

97]
  1. он становится воплощенным Словом и стремится «быть тем, кто он есть»;
  2. он издает Слово внутри себя, пытаясь делать это уже как душа. Он визуализирует себя в виде души, выдыхая энергию посредством этого Слова через всю оживляемую душой систему - свои ментальный, эмоциональный, жизненный и физический инструменты;
  3. он издает Слово буквально, непосредственно на физическом плане, воздействуя на все три типа материи в тех, кто окружает его. Все это время он «устойчиво удерживает ум в свете» и стабильно сохраняет свое сознание в сфере души;
  4. параллельно он осуществляет (и это самая трудная стадия) устойчивую визуализацию мыслеформы, через которую он надеется выразить тот аспект Плана, с которым он соприкоснулся и который он надеется активно воплотить в своей жизни и в собственном окружении.

По-настоящему возможным это становится только тогда, когда между душой и мозгом установлена устойчивая связь. Данный процесс включает в себя способность мозга регистрировать то, что душа видит и осознает в Царстве Души. При этом имеет место параллельная активность ума, так как стремящийся должен интерпретировать свое видение, пользуясь конкретной интеллектуальной способностью, чтобы в должное время и в должной форме точно выразить то, что он познал. Это очень нелегкая задача, но стремящемуся, в конечном итоге, придется научиться, будучи в полном сознании, выражать себя более, чем одним способом, причем одновременно. Он начинает обучаться тройственной активности. «Древний Комментарий» излагает это так:

98]

«Солнечная Сфера светится во всем своем лучезарном великолепии. Просветленный ум отражает солнечную славу. Лунная сфера поднимается из центра к вершине и преображается в сияющее солнце света. Когда эти три солнца суть одно, выявляется Брахма. Рождается озаренный мир».

Это буквально означает, что, когда душа (символизируемая Солнечной Сферой), ум и свет в голове образуют одно целое, созидательное могущество Солнечного Ангела может проявиться в трех мирах и создать форму, через которую его энергия сможет активно себя выражать. Лунная сфера - это символический способ обозначить солнечное сплетение, которое в итоге должно сделать две вещи:

  1. Сплавить, или слить, энергии двух низших центров силы;
  2. Поднять эти сплавленные энергии, так чтобы, соединившись с энергиями других, высших центров, они могли достичь головы. Все вышесказанное - это учение и теория, которые необходимо воплотить в практический эксперимент, опыт и сознательную активность стремящегося.
(«Трактат о Белой Магии»)


***

О том, как выглядит эгоическое тело, и о его общей структуре, с намерением побудить учащегося к осознанию того факта, что эволюция влияет и на это тело, а не только на формы человека в трёх мирах. Результаты этого процесса взаимосвязаны, и по мере того как развивается низшее "я", то есть личность становится все более активной и мыслящей, эффект этого сказывается и на высшем теле. Поскольку эффекты эти накапливаются, 765] не являясь эфемерными, как результаты в низших телах, эгоическое тело также активизируется и всё более энергично себя проявляет. К концу эволюционного цикла в трёх мирах наблюдается постоянный взаимообмен энергией; низшие формы озаряются светом и отражают высшее излучение; эгоическое тело - это Солнце низшей системы, тела которой отражают лучи, подобно тому как Луна отражает свет Солнца. Так эгоическое Солнце благодаря взаимодействию всё более возрастает в своем сиянии и славе. На высших уровнях имеет место подобное кратковременное взаимодействие между Монадой и её отражением - Эго, но лишь в будущей Солнечной системе это взаимодействие будет доведено до своего логического завершения. Итак, кратко обсудив эти три темы, мы можем продолжить исследование Эго, ищущего проявления в трёх мирах. Давайте стремиться в своем мышлении интерпретировать все эти процессы в терминах энергии и силы.

«Древний Комментарий» гласит:

«Когда Искра касается четырёх фитилей, а духовный Огонь в своей троичной сущности встречается с тем, что должно гореть, вспыхивает Пламя. Его слабое мерцание при первом появлении кажется почти погасшим, но фитили тлеют и разгораются, и теплота удерживается. Таков первый цикл, именуемый циклом накаляющегося колеса.

Мерцание переходит в крошечное пламя. Четыре фитиля горят, но не пылают, так как жар недостаточен. Свет этих трёх огней еще настолько слаб, что пещера не освещается. Тем не менее, пламя и сущностная теплота ощущаются Тем, Кто приближается и наблюдает. Таков второй цикл, именуемый циклом раскалённого колеса.

Крошечное пламя превращается в светящуюся лампу. Огонь вспыхивает, но появляется много дыма, так как фитили горят быстро и жар начинает быстро их разрушать. Лампа, светящая в темноте, ещё больше подчёркивает черноту тьмы; свет и тепло ощущаются. Таков третий цикл, именуемый циклом светящегося колеса.

766]

Четыре фитиля и пламя кажутся одним целым; почти весь дым исчез, так как видится, в основном, пламя. Освещается вся пещера, хотя лампа еще заметно выделяется. Цикл четвертый называется часом пылающего колеса.

Конечный цикл наступает, когда сгорает даже лампа, разрушенная интенсивностью жара. Видя работу исполненной, Наблюдающий раздувает центральную точку огня, вызывая мгновенное воспламенение. Фитилей нет - только пламя, которое есть всё. Так, согласно Священной Науке, выглядит цикл поглощаемого колеса».

В этих загадочных символах изложен (в терминах энергии и излучающей активности) весь секрет эгоической энергии и эгоического импульса, являющих свое присутствие в субстанции низших планов. Учащемуся следует интерпретировать вышеприведенные фразы и макрокосмически, и микрокосмически.

(«Трактат о Космическом Огне», т.2)


***

В связи с внешним рядом лепестков следует рассмотреть и некоторые другие влияния.

д) Есть энергия, достигающая лепестков знания непосредственно из манасического постоянного атома. Постоянные атомы Духовной Триады, как и выстраиваемые вокруг них тела, содержат определенные группы дэва-жизней, которые пока не обсуждались. Они не лунные Питри в том смысле, в каком этот термин обычно употребляется, но они напрямую связаны с тем, что называется «космической луной», или той умирающей солнечной системой, которая так же относится к нашей системе, как Луна к Земной цепи. «Космическая луна» передает свою энергию на манасический атомный подплан через планету Сатурн. Эта энергия тройственная, и между ней и кольцами Сатурна есть эзотерическая связь.

«Древний Комментарий» так говорит об этой интересной группе сынов Манаса:

«Эти Сыны ума вцепились в старую, умирающую форму и отказались покинуть свою Мать. Они выбрали переход в растворение вместе с ней, но младший сын (Сатурн) искал способ спасти своих братьев и для этого выстроил тройной мост между старым и новым. Мост этот всё ещё существует и образует тот путь, благодаря которому возможно спасение.

Некоторые спаслись и пришли на помощь воплощающимся Сынам Ума, которые покинули Мать ради Отца. Мост через бoльшую пропасть был построен. Меньшая пропасть осталась, и мост через неё должен быть выстроен самими воплощёнными Сынами Ума».

(Последняя фраза относится к постройке антахкараны).
Энергия, передаваемая из манасического постоянного атома каждого воплощенного Дживы, её соединение со своим отражением, энергия ментальной единицы и тройной поток силы, созданный таким образом на ментальном плане, имеют своё планетарное отражение в отношении Сатурна к другой планетарной схеме и в трёх его кольцах, которые являются энергетическими кольцами и символами определённой внутренней истины.

(«Трактат о Космическом Огне», т.2)


***

Аспект разрушения соответствует монаде, или аспекту воли; в конечном итоге именно монада вызывает окончательное удаление, разрушает все формы, выходит из проявления и заканчивает цикл работы созидания.

Что касается практического применения этих концепций, отметим, что все три действия рассматриваются в данном правиле. Третий глаз открывается в результате сознательного развития, правильного выравнивания и притока жизни души. Тогда начинает чувствоваться его магнетическая управляющая сила, контролирующая жизни низших тел, изгоняющая четырех низших элементалов (земли, воды, огня, воздуха) и вынуждающая отступить лунных владык. Личность, бывшая до сих пор хозяином, становится неспособной контролировать, и душа обретает полное господство в трех мирах.

Элементал земли, то есть совокупность многих жизней, формирующих физическое тело, контролируется и чувствует на себе взгляд, или око, Учителя (единого Учителя в голове). Образующие это тело грубые элементы «изгоняются», и встраиваются лучшие, более адекватные атомы, или жизни. Элементал воды, астрального тела, подвергается той же процедуре плюс стабилизирующему воздействию, которое кладет конец тому беспокойству и флюидальным возмущениям, которые до сих пор его характеризовали. Благодаря управляющему магнетическому могуществу духовного ока душа перестраивает астральное 216] тело и поддерживает его в устойчивом и связном состоянии благодаря своему сфокусированному вниманию.

Аналогичный процесс происходит и с элементалом огня, или ментального тела. Старые формы исчезают от ясного света, в котором работает Духовный человек, и, как гласит «Древний Комментарий»:

«Один взгляд бросает душа на формы ума. Направляется луч света, и тьма исчезает; искажения и злые формы постепенно тают, и все малые огни затухают; ни один меньший свет больше не виден.

Око благодаря свету пробуждает к жизни необходимые виды Бытия. Ученику это приносит знание. Неведающему смысл не виден, ибо для него смысла нет».

Элементал воздуха в символическом понимании - это тот субстрат энергии, который работает через формы эфирного тела, который включают в работу при помощи дыхания и которым управляют при помощи науки пранаямы. Данная элементальная форма - это сложная эфирная структура, состоящая из форм, или нади и центров, и всем продвинутым учащимся хорошо известно, как эти нади и центры управляются сфокусированным вниманием созерцающей души, действующей через головной центр, фокусирующейся в районе третьего глаза и вовлекаемой в правильную специфическую активность актом воли. В вышеизложенной фразе я сконцентрировал суть всей магической работы на физическом плане. Именно посредством эфирного тела и силы, направляемой через тот или иной центр, душа проводит работу магии.

Именно благодаря интенсивному фокусированию намерения в голове и переносу внимания с помощью третьего глаза к нужному центру сила находит себе верный выход. Энергетизирующая направленная интеллектуальная воля делает эту силу могущественной. Изучите эти положения, так как в них вы найдете ключ к магической работе преобразования вашей собственной жизни, к магической работе преобразования человечества, проводимой некоторыми адептами, и к магической работе воплощения божественного Плана, являющегося мотивирующей силой оккультной Иерархии.

(«Трактат о Белой Магии»)


***

«... Законы Кармы непреложны, ключ находится в овладении шестнадцатью лучами Эго, для этих шестнадцати лучей даны шестнадцать мантр, или слов, причем их истинное произношение доступно лишь посвященным.» («Кали Упанишада»)

«Тайна шестнадцати лучей Эго будет открыта, когда сила Священного Тетраксиса сольется с силой Святых Двенадцати.» («Древний Комментарий»)

(«Трактат о Космическом Огне», т.1)


<<компиляциина главную>>