<<O символизмеСИМВОЛИЗМна главную>>

Мэнли Палмер Холл
о символах

«Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии»

Символы - язык Мистерий. На самом деле это язык не только мистицизма, но и всей Природы, потому что каждый закон и сила, действующие во вселенной, проявляются и становятся доступными ограниченному уму человека посредством символов. Каждая форма, существующая в разнообразных сферах бытия, - это символ божественной активности, продуктом которой она является. С помощью символов люди искали сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. Отвергнув постижимый человеком диалект как неадекватный и недостойный передачи божественных идей, Мистерии, таким образом, выбрали символизм как гораздо более изобретательный и идеальный метод сохранения своего трансцедентного знания. В одной и той же фигуре символ может быть и скрытым и явным, потому что для мудрого предмет символа ясен, в то время как для невежественного фигура остаётся непостижимой.

«Астрология, ключи к познанию»

Посещая храмы Египта, Пифагор видел жрецов, поклоняющихся геометрическим телам, которые они считали истинными телами или символами великих богов. Плутарх подтверждает сообщения Пифагора, а Платон включает геометрические формулы даже в свои политические труды. Все формы образуются в процессах природной геометрии. Математика - мать всех наук, ибо она обьясняет творения природы на том языке, на котором созданы сами эти творения.
… Египетские жрецы, поклоняясь геометрическим рисункам, учили, что композиция есть средство для высвобождения нравственной силы рисунка.
… Является ли нравственное воздействие рисунка энергией, исходящей от самого рисунка, или же оно просто переносится на рисунок человеком, его созерцающим? Думаю, современный философ был бы склонен считать, что определённые формы стимулируют в сознании того, кто их рассматривает, ассоциативный процесс. Иными словаим, реакции формируются в процессе психической ассоциации. Композиции рисунков намекают нам на различные скрытые возможности интерпретации. Мы, в свою очередь, усиливаем эти намёки посредством психологического процесса, называемого ассоциацией.
Если таково убеждение современной науки, мы можем принять его в той степени, в какой оно способно приблизить нас к решению проблемы. Древние не отрицали стимулирующей силы символической формы; в сущности значительная часть произведений их религиозного искусства была задумана с целью вызвать такую стимуляцию.
Однако священнослужители древности строго придерживались своей основной доктрины, согласно которой рисунки и формальные изображения обладают определёнными магическими силами. Этим во многом обьясняется строгая приверженность традиционным структурам, столь явная во всех областях священного искусства. В древних писаниях содержится немало упоминаний о магических свойствах статуй и символов. В сущности, изображения различных богов стали в конечном счёте восприниматься как подлинные личности этих богов не из-за идолопоклонства, но благодаря таинственной симпатии, которая пронизывает подобия. Таким образом, богов связывает с их изображениями сходство.

...существует…древнее поверье о том, что энергии привязываются к своим формальным эквивалентам благодаря магнетической симпатии. Оно лежит в основе магии талисманов, им же обьясняется и странная каббалистическая символика колдунов и некромантов Средневековья.


... Все формы - это маски. Каждая свидетельствует о какой-либо универсальной геометрической модели, а эта модель привязывает к себе некое качество энергии узами симпатии, основанной на подобии. Если вы ударите по камертону, настроенному на определённую высоту тона, то другой камертон с той же высотой, подхватит этот звук. Он подхватывает звук, потому что по форме сходен с тем, по которому вы ударили. Это простой пример симпатии, существующей между всеми подобиями в природе. Тела отличаются друг от друга величиной и строением. Величина - это размер в порядке увеличения, ступенью которого является октава. Строение - это расположение частей, выраженное в тематической последовательности. Подобия - это те натуры, которые совпадают по строению, хотя могут различаться по величине. Энергии текут вниз через величины по каналам подобий. Следовательно, все подобия связаны друг с другом независимо от величины. Понять эту формулу - значит осознать всю суть доктрины Макрокосма и микрокосма.



<<O символизмеСИМВОЛИЗМна главную>>