<<O символизмеСИМВОЛИЗМна главную>>

Изучение символов, как способ пробуждения интуиции

(Из книги А.А.Бейли «Наваждение: мировая проблема»)

СПОСОБ ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТУИЦИИ

Существует много способов вовлечения интуиции в активность, и одним из наиболее полезных и действенных является изучение и интерпретация символов.

Символы — это внешние и видимые формы внутренних духовных реальностей, и достижение способности обнаруживать реальность за любой конкретной формой укажет на пробуждение интуиции. Перволучевые люди принадлежат к так называемому «Лучу-Разрушителю» и являются проводниками силы Первого аспекта — силы, ведущей к завершению. Они обладают тенденцией к разрушению, по мере созидания вследствие ошибочного направления энергии, чрезмерной отдачи энергии в определенном направлении или вследствие неправильного использования энергии в работе над собой или с другими. Многие люди Первого Луча склонны гордиться этим; они оправдывают себя тем, что на Первом луче разрушительная тенденция неизбежна. Это не так. Строители, каковыми всегда являются второлучевые люди, должны учиться разрушать, когда побуждаются групповой любовью и действуют по Воле или под руководством перволучевого аспекта. Разрушители должны учиться строить, действуя всегда по импульсу групповой любви и используя преданность беспристрастным образом. Обе группы, строители и разрушители, должны всегда работать с точки зрения реальности, исходя из внутреннего ядра истины, и должны «занимать позицию в центре».

Изучение символов способствует этому, и когда оно исполняется с верой и упорством, оно порождает три следствия:

  1. Оно развивает способность проникать за форму и достигать субъективной реальности.
  2. Оно ведет к осуществлению тесной интеграции между Душой — разумом — мозгом, и когда это достигается, скорее приходит поток интуиции и, следовательно, просветления и истины.
  3. Оно создает напряжение в некоторых непробужденных областях мозга и вызывает активность мозговых клеток, находящихся в них — это первая стадия опыта стремящегося. У большинства истинных стремящихся пробуждается центр между бровями, в то время как центр в верхушке головы вибрирует очень мягко и не находится в полной функциональной активности. Этот более высокий центр должен быть пробужден более полно, прежде чем стремящийся перейдет к реализации всех своих возможностей.

При изучении символов я настоятельно советую вам всегда держать перед собой конечную цель постижения понятия, лежащего в основе любого изучаемого символа. Это понятие всегда будет синтетическим. Оно не будет детализировано и разбито на части. Вы должны постигнуть это понятие через изучение деталей и через постижение значения различных сечений или частей символа в процессе его рассмотрения. Однако когда анализ завершен, вы не должны удовлетворяться до тех пор, пока не подытожите смысл символа в некоторой синтетической идее, понятии, значении или имени.

Символы должны изучаться тремя способами:

  1. Экзотерически. Это включает изучение формы символа в целом, его линий, а значит — и его нумерологического значения, а также изучение формы его сечений, под которыми я подразумеваю расположение в нем, например, кубов, треугольников и звезд и их взаимную связь.
  2. Концептуально. Сюда входит проникновение к лежащей в основе символа идее, которая может быть выражена в его имени; к его смыслу, проявляющемуся в сознании во время медитации; к его значению как целого или к частичному значению. При этом вы должны усвоить, что идея означает высшее или абстрактное намерение; что смысл — это намерение, выраженное в понятиях конкретного ума, и что значение символа содержит в себе значительный элемент эмоционального качества и может быть выражено как тип желания, которое он пробуждает в вас.
  3. Эзотерически. Это предполагает действие силы, или энергии, на вас и действие качества вибрации, которое может пробудиться в вас, возможно, в некотором центре, возможно, в астральном теле, или, может быть, только в вашем уме.

Такое изучение, правильно предпринятое, приведет к раскрытию интуиции с ее последующим проявлением на физическом плане как Просветления, Понимания и Любви.

Прежде всего, задача изучения символизма состоит в том, чтобы дать возможность учащемуся ощутить качество символа и соприкоснуться с тем вибрирующим нечто, что лежит за совокупностью линий, цветов и форм, из которых он составлен.

Некоторым типам людей такое изучение дается относительно легко; большинству же — совсем не просто, свидетельствуя о том, что изучение должно быть подкреплено способностями, которые пока дремлют. Пробуждение скрытых способностей не бывает безболезненным, оно требует решительных усилий, на которые личностные реакции не должны влиять. Для многих отнюдь не очевидно, каким образом проникновение в смысл символа сможет стать средством, пробуждающим дремлющую буддхическую, или интуитивную, способность к функциональной активности. Это тонкое искусство, искусство чтения символа, или «духовного чтения», как называет его наш древний учитель Патанджали. Такая способность интерпретировать символы всегда предшествует истинному откровению, однако постижение истины, передаваемой линей или рядом линий, составляющих символическую форму, — далеко не все, что следует сделать. Хорошая память поможет вам вспомнить, что ряд линий, образующих треугольник или несколько треугольников, означает Троицу или любой ряд троичностей в макрокосмическом или микрокосмическом появлении. Тем не менее, такая активность и точность памяти нисколько не пробудят дремлющие мозговые клетки и не вызовут работу интуиции. Необходимо запомнить (и здесь становится очевидной ценность технического, или академического, оккультизма), что план, на котором проявляется интуиция и на котором активно интуитивное состояние сознания, — это Буддхический, или Интуитивный, План. Это наивысшее соответствие Астральному, или Эмоциональному, Плану, плану чувствительной осведомленности через чувствуемое отождествление с объектом внимания или притяжения. Поэтому становится очевидным, что, если необходимо развить интуитивную способность через изучение символов, то учащийся должен почувствовать, или некоторым образом отождествиться, с качественной природой символа, с природой той реальности, которую скрывает символическая форма. Именно этот аспект символического чтения я прошу вас изучить.

Поэтому учащимся после должного изучения формального аспекта необходимо установить, какое влияние оказывает на них символ, какие вызывает чувства, какие пробуждает устремления и какие мечты, иллюзии и реакции сознательно регистрируются. Это промежуточная стадия между экзотерическим чтением символа и концептуальным пониманием. Позже возникает другая промежуточная стадия, стадия между концептуальным пониманием и эзотерическим постижением и применением. Эта последняя стадия называется «синтетическим распознаванием». Изучая форму и становясь осведомленными о ее эмоциональном значении, вы приходите к стадии постижения базовой идеи символа и 10] далее — к синтетическому осознанию его назначения. Это ведет к истинному эзотеризму, который является практическим применением его живой синтетической силы к механизму индивидуальной жизни и деятельности.

Я прошу вас не только прибегать к разумным интерпретациям символа, но также регистрировать свои более тонкие реакции чувственной природы на символ как целое. Изучайте четыре символа в год. Сначала рассмотрите внешний аспект символа и постарайтесь ознакомиться с общей совокупностью линий, треугольников, квадратов, кругов, крестов и других форм, из которых он состоит, и постичь его с точки зрения интеллекта, используя память и имеющиеся у вас средства для экзотерического понимания символа.

Затем, как только вы реально ознакомились с символом и можете легко вызвать его из памяти, пытайтесь ощутить его качество, войти в контакт с его вибрацией и отметить его эмоциональное действие на вас. Они могут отличаться день ото дня, или могут всегда быть одинаковыми. Будьте просто искренни, отмечая эту астральную реакцию на символ, и смотрите, куда ведут вас такие реакции, всегда помня, что это не интуитивные реакции, а реакции чувствующего, или астрального, тела.

Наконец, отметьте то, что, как вы обнаружили, является для вас базовым качеством символа, и затем (как во время медитативной работы) поднимайте предмет в целом в ментальную область благодаря фокусированию внимающего ума на нем. Так вы попадаете в сферу понятий.

Следовательно, мы имеем следующие стадии в анализе символа:

  1. Его экзотерическое рассмотрение: линии, форма и цвет.
  2. Восприятие его качества астральным, или эмоциональным, телом, чувственный отклик на воздействие его качественной природы.
  3. Концептуальное рассмотрение лежащей в основе его идеи, того, что предназначено для изучения, того интеллектуального смысла, который он должен передать.
  4. Стадия синтетического осознания назначения символа, его места на проявленном плане, его единой истинной направленности.
  5. Отождествление с качеством и целью символа, когда он просветляется умом, «устойчиво удерживаемым в Свете». На этом последнем этапе пробуждается как активность мозга, так и активность разума.

В целом изучение символов включает три стадии:

Во-первых,
исследование символа и соответствующее продвижение изучающего по стадиям осознания к постепенному охвату всего поля символа.

Во-вторых,
интуитивное восприятие символов повсюду, во всём божественном проявлении.

В-третьих,
использование символов на физическом плане и их надлежащее приспособление к цели познанной и видимой, приводящее к магнетизации символа с нужным качеством, через которое может появиться и обрести должную физическую форму интуитивная качественная идея.

Поэтому используйте символы в широком обобщении, экзотерически, концептуально и эзотерически, но добавляйте к этому анализ своих ощущений и отклика на качество символа.

Позвольте кратко повторить. Прежде всего, полезно запомнить, что экзотерическое изучение символа предполагает использование мозга и памяти. Вы пытаетесь изучать линии и форму, числа и общие внешние аспекты, зная, что каждая линия имеет значение, что все числа имеют свою собственную интерпретацию и что все формы являются символами внутреннего качества и жизни.

Концептуальное изучение символов поведет вас внутрь, от рассудка к абстрактному уму, в область идей. Оно вовлекает в фокусированную активность ментальный аппарат. Тогда вы осознаете концепцию или идею, которую воплощает знак, или символ. Вы постигаете его смысл и то, для чего он существует. Вы осознаете намерение, ради которого форма была приведена в проявление. Исследование чисел и линий даст вам широкую основу для знаний об объективном плане — широта охвата в данном случае зависит от вашего собственного личного прочтения, ментального оснащения и знания. Ваша способность читать «смысл» символа будет зависеть также от богатства смысла, который вы приписываете событиям ежедневной жизни, и от вашей способности по-настоящему медитировать.

Я хочу, чтобы вы поняли, что не существует установленной интерпретации символа и что для каждого человеческого существа символ — каким бы он ни был — несет уникальный смысл. Отсутствие интереса к символам обычно предполагает отсутствие интереса к должной интерпретации форм жизни и их смысла. Также слишком академический интерес к символам может говорить об изощрённом и путанном уме, который любит узоры, линии, форму и числовые отношения, но который полностью упускает значение смысла. Баланс между формой и концепцией в уме, между выражением и качеством, знаком и смыслом жизненно важен для роста ученика и стремящегося.

Большинству учащихся крайне необходимо прорваться к смыслу и работать с идеями и концепциями. Эта активность неизбежно повлечет за собой использование ума для понимания, осознания и интерпретации. Она потребует развития той ментальной чувствительности, которая позволит ее обладателю откликаться на вибрации того, что мы называем Универсальным Умом, Разумом Бога, Инициатором Плана. Она предполагает определенную способность интерпретировать и выражать идею, лежащую в основе символа, так, чтобы другие могли вас понять. Мысль о служении и о возрастании полезности должна неотступно находиться в уме.

Разве вы не видите, как способность изучать, интерпретировать и проникать в смысл ускорит ваш духовный рост? Сможете ли вы поверить, что, благодаря использованию этого метода, вы можете научиться более осознанно действовать в соответствии с Планом и станете более полезными для ваших собратьев?

Что есть такого в этом объективном мире, что не являлось бы пока неадекватным символом божественной идеи? Что есть наше внешнее проявление, как не видимый знак (на некоторой стадии эволюционирующей цели) плана творящего Божества? Что есть вы сами, как не внешнее выражение божественной идеи? Мы должны учиться видеть все символы вокруг нас и затем проникать за символ к идее, которую он должен выражать. Существует определенная техника исследования, которая может помочь вам в ваших попытках достичь идеи и концептуально исследовать множество окружающих нас символов. Вы в значительной мере уже должны быть подготовлены к ней благодаря медитации. Отличие этой техники от медитативной работы главным образом состоит в поляризации и цели. При концептуальном изучении символов сознание поляризовано в ментальном теле, и не предпринимается никаких определенных попыток затронуть, или вовлечь, Душу, или Эго. В этом заключается отличие между второй стадией интерпретации символа и обычной медитацией. Вы исчерпали метод ознакомления с формальным аспектом символа, и вы хорошо знаете его внешние контуры и проявление. Вы также знаете, что определенные сочетания линий (как, например, три линии, образующие треугольник) представляют некую идею, истину или учение. Это запечатлено в вашем уме, в вашей памяти. Регистрация старой информации и знания о фигурах, образующих символ, служит для перемещения вашего сознания на ментальный план и фокусированию его здесь, в мире идей, или понятий. Понятия всегда существуют на конкретных уровнях ментального плана. Они — ваше ментальное и расовое наследие, древние ментальные формы, которые вы можете сейчас применять для осознания смысла и значения.

Именно древнее утверждение факта выразил для нас Плутарх в знакомых словах, что «Идея — это бестелесная Сущность, которая не имеет собственного существования, но задает число и форму бесформенной материи и становится причиной всех явлений». Вы регистрируете своим мозгом и запоминаете число и форму, а также активность идеи во времени и пространстве вместе с ее способностью строить форму и выражать через эту форму концепцию или идею. По мере того, как вы проникаете глубже, вы осознаете природу мотивирующей идеи благодаря изучению ее формы и ее проявленной активности и открываете поле идей аналогичной природы, в котором пребывает идея, воплощенная в символе. Вам открывается поле идей, взаимосвязанных и взаимно объясняющих друг друга, и вы всё более обнаруживаете, что свободно движетесь в этом мире понятий. Работать и жить в мире идей становится вашей основной задачей и сферой деятельности. Вы обучаете себя распознаванию идей и концепций, лежащих за каждой формой; вы начитаете мыслить ясно о них и видеть направление, по которому они ведут вас, и то, чему они соответствуют в рамках Вечного Плана.

<<O символизмеСИМВОЛИЗМна главную>>