<<O символизмеСИМВОЛИЗМна главную>>

Медитация — метод изучения символов

(Из книги «От интеллекта к интуиции» А.А.Бейли)

статуэтка Будды

Таков, в основном, смысл выражения Патанджали, переводимого как «духовное чтение». По существу оно означает чтение глазами души, внутренним зрением, готовым найти то, что ищется. Понятно, что любые формы — всего лишь символы внутренней, или духовной, реальности, и духовное чтение требует развития способности «читать», или видеть, аспект жизни, скрываемый внешней формой. Будет установлено, что это в равной мере приложимо как к человеческой форме, так и к любой иной форме в природе; все формы скрывают божественную мысль, идею или истину, являясь осязаемым проявлением какого-либо божественного понятия. Когда человек узнаёт это, он начинает «читать» духовно, прозревать то, что скрывают внешние формы, и тем самым вступать в контакт с идеей, породившей форму. Постепенно накапливая опыт соответствующей практики, он приходит к познанию Истины и более не вводится в заблуждение иллюзорными аспектами формы.

Итак, имеем четыре стадии, которые можно суммировать следующим образом и которые образуют то, что называется «медитацией с семенем»:

1. Медитация о природе конкретной формы.
2. Медитация о качестве конкретной формы.
3. Медитация о цели конкретной формы.
4. Медитация о жизни, оживотворяющей конкретную форму.

Все формы являются символами обитающей внутри жизни, и посредством медитации с семенем мы приходим к восприятию аспекта жизни.

В «Трактате о Космическом Огне» содержится следующее высказывание:

Мудрый учащийся будет рассматривать все формы выражения как символы по своей природе.Всякий символ можно интерпретировать тремя способами; сам по себе он — выражение идеи, назначение же самой этой идеи пока для нас непостижимо. Возможны следующие три интерпретации, или толкования, символа:

  1. Экзотерическое толкование символа основано на его объективном использовании и на природе формы. Экзотерическое и субстанциальное служит двум целям:

    1. Дать некоторые смутные указания на идею или концепцию. Это соединяет символ, в его экзотерической природе, с ментальным планом, но не освобождает его из трёх миров человеческого восприятия.
    2. Ограничить, оградить и заточить идею, тем самым приспособив её к точке эволюции, достигнутой Солнечным Логосом, Планетарным Логосом и человеком. Истинная природа скрытой идеи всегда мощнее, полнее и завершённее, чем та форма или символ, через которую она ищет выражения. Материя — это всего лишь символ центральной энергии. Всякого рода формы во всех царствах природы, проявленные оболочки в их самом широком значении и совокупности — это лишь символы жизни, а что такое сама Жизнь, пока остается тайной.


  2. Субъективное толкование символа раскрывает идею, стоящую за объективным проявлением. Бестелесная сама по себе, идея становится конкретной на плане объективности, а как утверждалось выше, в основе всякой формы без исключения лежит идея, какая бы группа творцов ни отвечала за её конструирование. Идеи эти становятся видимыми для учащегося, когда он вступает в Зал Учения, так же как экзотерическая форма символа — это всё, что замечает человек, который пока находится в Зале Неведения. Когда человек начинает пользоваться своим ментальным аппаратом и добивается хотя бы малого контакта со своим Эго, происходят три события:

    1. Он проникает за форму и ищет её первопричину;
    2. Со временем он обнаруживает душу, скрываемую каждой формой, и это ему удаётся благодаря знанию своей собственной души;
    3. После этого он сам начинает формулировать идеи в оккультном смысле слова, порождая и проявляя ту энергию души, или субстанцию, которой, как он обнаруживает, он может манипулировать.
    Учить людей работать в ментальной материи — значит учить их творить; учить людей познавать природу души — значит вводить их в сознательное соприкосновение с субъективной стороной проявления и дать им власть, или способность, работать с энергией души; дать людям раскрыть силы души — значит ввести их в согласованное взаимодействие с силами и энергиями, скрытыми в акаше и Анима Мунди.

    Тогда человек сможет (по мере упрочения и развития своего контакта с душой и субъективного восприятия) стать сознательным творцом, сотрудничающим с планами Иерархии Адептов, которые работают с идеями и стараются ввести эти (планетарные) идеи в проявление на физическом плане. При прохождении различных этапов в Зале Учения возрастает его навык работать в таком режиме и его умение выявлять ту мысль, что стоит за любым символом. Его больше не захватывает видимость, он знает, что это — иллюзорная форма, скрывающая и заточающая какую-то мысль.


  3. Духовное значение символа находится за значением субъективным и скрывается идеей или мыслью точно так же, как сама идея вуалируется формой, которую она принимает, будучи в экзотерическом проявлении. Его можно считать замыслом, вызвавшим идею и эманирующим её в мир форм. Оно — та центральная динамическая энергия, которая ответственна за субъективную активность.

Нахождение реальности за каждой формой является результатом медитации с семенем. Она включает осознание всех трёх аспектов божественной Жизни. Именно по этой причине учащимся рекомендуется выбирать для своих медитаций определённые слова или стихи из священных книг, чтобы обрести способность проникать за формы слов и тем самым находить их истинный смысл.

Мы проникли в мир причин; нам предстоит постичь План, существующий в уме Бога и выражающийся через любовь, эманирующую из Сердца Бога. Способен ли человеческий ум проникнуть за пределы любви и воли Бога? Контакт с Божественным происходит именно в этой точке. Ум перестает функционировать, и истинный исследователь медитации погружается в состояние сознательного отождествления с той духовной реальностью, которую мы называем внутренним Христом, божественной Душой. В этот момент человек соединяется с Богом.



<<O символизмеСИМВОЛИЗМна главную>>